"Дворец памяти": описание методики для запоминания. Что такое дворец памяти и как им воспользоваться Вам может быть интересно: Тест лоя проверки памяти

Как это правильно сделать?

Общий принцип создания дворцов памяти

Первый шаг — выберите место его «постройки» . Пространство для создания дворцов памяти вы можете придумать (например, составить план некоего небольшого городка или представить дом/квартиру/комнату своей мечты) или же представить хорошо вам знакомую территорию (свою квартиру, дачный участок или что-либо похожее).

Второй метод надежнее, так как в данном случае на этом этапе вам ничего не надо запоминать — только представить уже что-то давно знакомое. Тем, кто только учится создавать дворцы памяти, специалисты советуют начинать именно с этого варианта.

Далее для каждого объекта, который вам надо запомнить, выделите область в вашем «дворце»/«квартире»/«городе» памяти и продумываете ассоциацию с ним. Эти области принято называть опорными пунктами. Ассоциации всегда очень индивидуальны, и подчас вы можете сами себе удивиться, почему так? В данном случае не обращайте на это внимание — выбирайте то, что вам легче всего запомнить . Например, вы студент, который хочет выучить к завтрашнему 20 билетов по географии. В таком случае разбейте выделенное под «дворец памяти» пространство (предположим, гостиную) на 20 условных зон — по одной на билет. И дальше выстраивайте ассоциативные цепочки для каждой зоны.

Предположим, билет «Реки Европы» — это буфет. В буфете стоят голубые вазы (символизирующие реки). Самую большую вазу мы купили, когда плыли по Волге на пароходе (Волга — самая длинная река Европы). Мы плыли 35 дней, а на пароходе ночевали только 30 ночей (3530 км — длина Волги). (Далее вы придумываете историю про объекты в билете и раскручиваете цепочку).

А вот телевизор — это будет билет «Животные Австралии». В комнате работает телевизор, идет передача про животных Австралии. Здесь много очень забавных эндемиков. Сначала показали утконоса, а затем — броненосца. А вот книжная полка. На книжной полке стоит атлас, а в атласе — большая политическая карта. Атлас довольно толстый, в нем около 240 страниц (примерное количество стран).

Некоторые нюансы строительства дворцов памяти

Если вам надо запомнить сведения о людях , то им тоже надо отвести в вашем «дворце памяти» определенные зоны — привязать к опорным пунктам. Самими простыми ассоциации станут вроде «Игорь любит вкусно поесть — поэтому он холодильник», «Таня постоянно жалуется, что мало спит, — она кофеварка» и «Вася не вылезает из онлайн-игр — он компьютер». Здесь главное, чтобы вы сами могли быстро вспомнить, кто с чем у вас ассоциируется.

При запоминании последовательности важно быстро придумать историю, связанную с уже расставленными по зонам дворца памяти персонажами или объектами. Например, сначала я решил позавтракать и пришел к холодильнику (один объект). Я взял сыр, а потом подумал, что бутерброд с сыром еще лучше и подошел к хлебнице (второй объект). Но бутерброд надо чем-то запить, а что может быть лучше с утра, чем чашечка свежезаваренного кофе, и поэтому я пошел к кофеварке (третий объект). Более подробно про то, как запомнить последовательность , читайте в соответствующей статье.

Практический совет по запоминанию последовательностей во «дворце памяти»: чем необычнее будет ассоциация и чем большие эмоций она у вас вызывает, тем лучше (при этом не важно, хорошие или плохие, в принципе плохие считаются даже более надежными). Запомнить что-то экстраординарное проще, чем обыденное. В ход хорошо идут нелепости и абсурдности.

Еще один совет относится со всем «дворцам памяти», вне зависимости от цели их «постройки». «Первый блин комом» — эта поговорка применима и к данной мнемотехнике, поэтому прежде чем запоминать действительно важные и объемные данные, потренируйтесь на чем-либо менее важном и простом . Если вы хотите запомнить что-то надолго (а не в режиме «сдал — забыл»), по «дворцу» придется периодически «гулять».

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»).

Поделиться статьей:

В прошлом люди придавали совсем иное значение памяти. Запоминание было возведено в ранг науки и искусства. Прежде чем быть записанными, многие учения передавались из уст в уста на протяжении веков. Да и обычное для нас чтение про себя вошло в привычку не так давно. Раньше люди проговаривали то, что читали и это было единственным нормальным способом читать. В наш век избытка информации, заменой памяти стали компьютеры, гаджеты и другие внешние носители информации. Действительно, зачем нам память, когда есть ?

Но бывало ли с вами, что вы не могли вспомнить имена главных героев только что прочитанной книги?

Или вас поражала своей глубиной какая-то цитата, но воспроизвести ее по памяти не было никакой возможности? Оставалось только сокрушаться, как бы она пришлась к месту на вчерашней встрече.

Как не опозориться на конференции и вспомнить свою речь?

А как насчет подготовки к экзаменам? Неприятное занятие, не правда ли? Есть ли способ сделать его легче?

А что вы делали в прошлую среду?

Что позавчера ели на завтрак?

Как вы себя чувствуете когда вас просят рассказать о достопримечательностях того места, куда вы в последний раз ездили?

Конечно нет надобности помнить все — большинство окружающей нас информации — мусор. Но как отличить мусор от того, что важно, если память не работает? О чем говорить с друзьями? Как заинтересовать понравившегося человека?

Вот несколько простых методик для улучшения памяти.

1. Дворец памяти.

Этот метод задействует основной принцип мнемоники — вдумчивое кодирование. Каждый из нас до мелочей помнит хотя бы несколько близких его сердцу мест. Это может быть дом, в котором мы живем сейчас или жили в детстве, дом бабушки и дедушки, городская улица, парк, дорога до работы, любимый музей и т.д. Мы можем воспроизвести по памяти все уголки этих мест, поэтому эти места идеально подходят для того, чтобы быть так называемыми дворцами памяти. Суть метода — сначала мысленно воссоздать пространство, которое вы хорошо знаете, а затем начинить его тем, что вы хотите запомнить, расположив каждую вещь на определенном месте. Когда потребуется извлечь эту информацию, нужно просто прогуляться по дворцу памяти, встречая на своем пути помещенные туда предметы и образы.

Важно отметить, что чем необычнее будет образ, тем легче он запомнится. Любую скучную вещь, которую нужно запомнить, нужно превратить в нечто яркое, удивительное и непохожее на все виденное ранее, так что ее просто невозможно будет забыть.

Данный метод идеально подходит для запоминания хронологии событий, представителей исторических династий, разного рода списков, новых знакомых на многолюдной вечеринке.

2. Эффективное запоминание стихотворений и дословное запоминание текстов.

К сожалению, запоминание слов - это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен. И в данном случае использование только одного метода дворца памяти не будет эффективным, так как крайне сложно подобрать устойчивые образы для таких абстрактных понятий, как, скажем, эмпатия. Также сложно визуализировать предлоги, местоимения и знаки препинания. Но чтобы выучить стихотворение, нужно запомнить каждое слово, которое оно содержит. Выход — выработать систему изображений для предлогов, местоимений и знаков препинания, а абстрактные незапоминающиеся слова разбивать на слога, каждый из которых будет иметь свой символ. Например, слово эмпатия можно представить как Эмму Томпсон (эм), танцующую на вечеринке (пати).

3. «Главная система» для запоминания цифр.

Система изобретена еще в 17 веке искусствоведом Иоганном Винкельманом , однако мнемоники ее используют и по сей день, запоминая числовые ряды, состоящие из сотен, а то и тысячи цифр. Суть — трансформировать цифры в фонетические звуки, а звуки — превратить в слова, получив образы для своего дворца памяти. Например, число 3 похоже на перевёрнутую букву М, 8 — на Ф и так далее на ваше усмотрение (главное, запомнить соответствия). Тогда, например, число 3826 (МФНБ) можно представить как «МатФея, смотрящего на НеБо». Суть та же и для более сложных числовых последовательностей.

4. Интеллект-карты.

Данное направление активно продвигает мнемоник и, по совместительству, успешный коммерсант Тони Бьюзен . Для создания собственной карты вам понадобится лист бумаги и цветные фломастеры. Суть системы — человек создает мысленную карту, рисуя линии от главных идей к второстепенным, далее разветвляясь к третьестепенным и т. д. Идеи формулируются несколькими словами и по возможности иллюстрируются образами. Получается нечто похожее на цветную паутину ассоциаций. И поскольку эта схема наполнена цветными образами, расположенными по порядку на одной странице, она функционирует как дворец памяти, перенесенный на бумагу.

Данный метод особенно хорошо подходит для конспектирования лекций, разбора сложных запутанных вопросов, так как требует осознанного подхода к информации.

Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.

По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.

С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить ? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.

По материалам книги «Эйнштейн гуляет по Луне «. Автор Джошуа Фоер

Купить книгу у наших партнеров —>

Многие поклонники знаменитого сыщика знают: как в повседневной жизни, так и для раскрытия преступлений он любил использовать технику запоминания дворец памяти. Что это такое, в чем его преимущество и можно ли этому научиться самостоятельно?

Как это работает?

Дворец памяти называют еще фотографическим методом запоминания информации, а также Чертогами разума. Это метод, позволяющий легко замечать и сохранять в памяти большое количество самой различной информации, при этом не прилагая особых усилий.

Человеческая память состоит из ячеек для информации. Во время обычного учебного процесса наступает переполнение ячеек, после чего мы понимаем, что больше запоминать и анализировать адекватно уже не можем. Приходит усталость и хочется отдохнуть. Метод мнемоника позволяет раскладывать информацию по ячейкам памяти малыми порциями, связывая их воображаемыми логическими нитями таким образом, что перенасыщения ячеек не происходит. Это очень хороший метод, если ваша основная деятельность связана с запоминанием и анализом множества разных мелочей. В процессе восприятия информации мыслитель должен представить и логически привязать кусок информации к определённому месту в своем воображаемом пространстве.

Вы представляете все имеющиеся факты воочию, будто они лежат перед вами все вместе на столе – это удобно. А чтобы информация не забылась и не потерялась, следует периодически наведываться в свои чертоги-дворец-комнату, а ещё лучше – пошагово, не спеша расширять границы.

Как построить Дворец памяти

Для создания Дворца используются несколько видов памяти: тактильная, зрительная, слуховая и эмоциональная. Если слажено работают эти участки мозга, а также вы не жалуетесь на чересчур зажатое воображение - то у вас есть все шансы научиться пользоваться этой техникой.

Прежде всего Дворец – это пространство, вам удобное и понятное. Начинать можно с одной воображаемой комнаты, раскладывая в ней всю важную информацию. Затем можно расширять пространство, добавляя другие комнаты.

Чтобы вам хотелось посещать свои чертоги разума почаще, придумайте пространство – комнату, дворец – своей мечты. Можно просто представить место, где вам приятно находиться – библиотека, комната, домик в деревне бабушки и др. Второй вариант хорошо подходит для тех, кто только начинает осваивать методику запоминания.

Дальше в игру вступает воображение и так называемые опорные пункты. В воображаемом месте к определенным предметам следует привязать ассоциации, которые должны быть связаны с ощущениями. Например, вам нужно запомнить компанию лиц и их пристрастия. Допустим, для запоминания мы выбрали однокомнатную квартиру. Теперь предметам в комнате следует присвоить привычки людей. Допустим, Рита любит сосиски, значит Рита будет миской. Миша – писатель, Миша – ноутбук на столе. Оля – юрист, значит она – весы на книжной полке. С такими ассоциациями нужная информация не только легко уложится в голове, но и надолго запомнится.

Упражнения для развития фотографической памяти

Попросите товарища выбрать и разложить на столе несколько разных предметов. Потратьте немного времени на их запоминание. Затем отвернитесь и попытайтесь составить точный список на бумаге. На все следует уделять минимум времени.

Чтобы усложнить задание – попросите товарища, пока вы не видите, поменять предметы местами, убрать какой-нибудь предмет, а вместо него положить незнакомый. Если вам становится легко выполнять задание – добавьте предметов!

Для тренировки этого метода также поможет родной город. Проложите нестандартный для себя маршрут: представьте в подробностях и как можно скорее, по каким местам вы будете проходить, соединяя две точки – начала и конца пути.

Можно воспользоваться способом, указанным в видео:

Тренируйте мозг регулярно, постепенно увеличивайте нагрузку. Приучите себя смотреть на мир другими глазами, подмечая мелочи, на которые, казалось, никто больше не обращает внимания. Сосед на третьем этаже убрал цветок с окна, соседка выгуливает собаку мало, зато часто, у коллеги появились новые очки и так далее.

Старайтесь подбирать наиболее яркую, можно нелепую ассоциацию – чем необычнее, тем лучше она запоминается.

Прежде чем запоминать ценные данные в большом количестве, вначале потренируйтесь на чем-то менее важном.

Если не получается с первого раза - пробуйте ещё! Мозг – это та же мышца, только по-особому работающая. Относитесь к этим тренировкам так же терпеливо, как и в любимой спортивной секции.

Александр Лурия - советский психолог, коллега и друг Льва Выготского - в своей «Маленькой книжке о большой памяти» рассказал историю о таинственном гражданине Ш. Однажды этот Ш., молодой газетный репортёр, пришёл в лабораторию с жалобами на... феноменальную память. Он мгновенно запоминал даты, числа, места, имена - любые факты. Исследования показали, что памяти Ш. не было не только границ, но и «срока годности»: информацию, усвоенную однажды, он мог воспроизвести спустя десятилетия. Запечатление в памяти «носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что Ш. либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы».

Джошуа Фоер . В 2005 году он в качестве журналиста освещал американский чемпионат по запоминанию, где восхитился способностью участников за ­небольшой промежуток времени запомнить порядок карт в хорошо перетасованной колоде. Всего год спустя Фоер умудрился стать победителем такого чемпионата, а историю своей подготовки к соревнованиям он впоследствии изложил в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания». Объясняя, как работает наша память и как менялись подходы к её изучению, Фоер не только даёт ценные указания, связанные с так называемой гигиеной мозга, но и рассказывает о конкретных методиках, позволяющих запоминать больше и лучше.

Некоторые учёные, занимающиеся когнитивными исследованиями, утверждают: человек никогда ничего не забывает. Всё однажды увиденное, почувствованное или услышанное до конца жизни сохраняется в определённых «отсеках» мозга. Иными словами, проблема забывчивых людей не в плохой памяти, а в плохих навыках воспроизведения информации. Следовательно, учиться нужно не запоминать факты, а выуживать их из памяти. Хорошая новость: развить способность вспоминать можно. Пусть и в определённых пределах.

Лидеры чемпионата мира по запоминанию (World Memory Championships), который регулярно проводится аж с 1991 года, демонстрируют феноменальные результаты. Участники запоминают гигантское количество дат, лиц, чисел, стихотворных строчек, шокируя публику последующим точным воспроизведением. В своём интервью Джошуа Фоер - чемпион США по запоминанию - уверяет: ни у одного из участников нет сверхспособностей, а блестящие результаты - следствие тренировок, добиться этого может человек с самой заурядной памятью.

Мнемоническая техника «дворец памяти», о которой пойдёт речь, появилась ещё 2 500 лет назад в Древней Греции. Эту же методику неосознанно использовал таинственный гражданин Ш. (кстати, его настоящее имя - Соломон Шерешевский) и осознанно - нынешние участники чемпионатов по запоминанию.

Легенда о появлении этой методики могла бы ­послужить сюжетом для фильма Хичкока. Древнегреческого ­поэта Симонида позвали почитать стихи на большом празднике. Закончив выступление, поэт вышел на улицу, а несколько мгновений спустя свод здания, где проходили торжества, рухнул. Все, кто находился внутри, погиб. Жертвы были так изуродованы, что родственники не могли опознать тела и должным образом похоронить умерших. Единственным выжившим оказался Симонид, с которым, пока он наблюдал за убитыми горем людьми, случилось настоящее чудо. Постепенно в его памяти возникла панорама пиршественного зала до разрушения. Поэт стал брать родственников за руки и отводить к телам погибших. Проанализировав позже то, как проявлялась в памяти «картинка», Симонид описал первую мнемоническую технику. Правда, есть альтернативная легенда, в которой авторство методики приписывается Цицерону.

Метод «дворца памяти» строится на очень сильных ассоциативных связях, благодаря которым любое количество информации можно запомнить в нужном порядке.

Материалы


  • Свободное время .

  • Воображение (как можно более развитое) и концентрация внимания.

  • Информация , которую нужно запомнить.

Что делать

Представим, что вам нужно запомнить продукты, за которыми вас мама (жена, муж, директор фирмы и т. д.) послала в магазин. В список входят: яблоки, мармелад, молоко, творог, яйца, хлеб, майонез, сушки, зелёный чай.

1. Придумываем...

Для каждого пункта свою «комнату» - крючок, с помощью которого мы будем выуживать из памяти нужную информацию. Оптимально, если «комнаты» будут встроены в один «дворец» - все ассоциации связаны в одну историю. Ничего страшного, если она получится абсурдной.

2. Начинаем...

С традиционного сказочного зачина: «однажды», «в тридевятом царстве», «в далёкой-далёкой галактике».

3. Связываем...

Слова глаголами. Например, «желтки яиц взбивали в майонез». ­Если это кажется сложным, обратитесь за помощью к ближайшему «соседу» слова. Для «чая» это может быть «кипяток». А чтобы не использовать слово «кипяток», сделайте его вспыльчивым соседом Чая.

4. Экспериментируем:

«...потому господин Чай обладал странным зеленоватым цветом лица». Очень важно долго не раздумывать. Если ассоциации будут ­рождаться в результате длительных творческих мук, едва ли вы сможете воспроизвести эту цепочку в дальнейшем.

Итоговый рассказ с зашифрованным списком покупок может быть таким:

Однажды Исаак Ньютон прогуливался по саду, где росли раскидистые яблони. Спелый плод сорвался с ветки и упал прямо на голову учёному, что позволило ему открыть один из важнейших физических законов. К сожалению, очевидцем этого события была лишь корова с соседней фермы. Она так удивилась произошедшему, что на несколько дней перестала давать молоко. Сам того не зная, Исаак Ньютон лишил себя завтрака: по утрам он предпочитал есть свежий творог, сделанный на соседней ферме. Хорошо ещё, что падение яблока не увидели куры, поэтому яйца исправно продолжали поступать на кухню Ньютона. Но кухарка учёного так увлеклась, что перевела все яйца на приготовление майонеза. В итоге бедняге Ньютону пришлось завтракать несвежим мармеладом, который он закусывал хлебом, по твёрдости напоминавшим сушки. Единственным утешением был сладкий чай цвета травы, которую ела злополучная корова.

Если надо запомнить число

Методом «дворца памяти» можно запоминать и ряды чисел, присваивая каждому собственную ассоциацию. Так, например, номер телефона 2–12–85–06 (и более длинные ряды соответственно) можно удерживать в памяти с помощью историй вроде:
«Белоснежный лебедь (2) потерял дюжину (12) возлюбленных в бесконечности (8) переездов, которые возникали из-за отличников (5) труда, стремящихся перевести всех птиц в самый круглый (0) пруд города и закрыть круглый замочек (6) на птичьем домике».
Можно использовать даты (исторические или свои собственные). Например, пин-код от банковской карточки 5293 врежется в память как «за год до смерти Сталина, через год после моего рождения».

Если надо запомнить имя

Привязывать ассоциации можно следующим образом: имя Артур переводится как «медведь», поэтому всех Артуров запоминаем спящими в норе. Другой вариант - король за круглым столом. А вот Ольга - это княгиня, к которой послов лучше не отправлять.

Обложка: кадр из сериала «Теория Большого взрыва»
Фото и иллюстрации: BBC, Shutterstock
Авторы: Виталий Васянович, Анастасия Журба